olegpchelov (olegpchelov) wrote,
olegpchelov
olegpchelov

Category:

ЛЕТЧИКИ НЕ УМИРАЮТ, ОНИ УЛЕТАЮТ И НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ…


Посвящается моему другу Ряфагату Хабибуллину





Полет сквозь судьбу

К Дню Военно-воздушных сил России (12 августа 2016 года) планировал поездку в Кореновск. Задумал сделать фильм, фоторепортаж и ряд текстовых зарисовок о вертолетчиках кореновской авиабазы, которой командовал мой друг полковник Воздушно-космических сил Российской Федерации Ряфагать Хабибуллин. Рабочее название этого проекта – ПОЛЕТ СКВОЗЬ СУДЬБУ, но, к сожалению, армейская судьба распорядилась по-своему…

Воздушные рабочие войны…

Познакомились и подружились с Ряфагатом в 2006 году во время моей очередной журналисткой  командировки в Чеченскую Республику.
В свое время была задумка сделать фоторепортаж о буднях военных вертолетчиков, находящихся в командировке в Чечне. В частности, о высадке спецназа в горах. С командованием были согласованы все нюансы и получено «добро».
Незадолго до рассвета отправляемся с напарником на ханкалинский аэродром. Ходьбы минут пятнадцать-двадцать. Но от такой прогулки никакого удовольствия. Моросящий холодный зимний дождик, неприятно освежая лицо, гонит прочь остатки сна. Капельки дождя собираются на шапке и воротнике армейского бушлата, пробивают себе дорожку в крашеной овчине и стекают ручейками за шиворот. Но большей неприятностью был туман, густой пеленой надвигающийся на аэродром. Получилось как в той песне: «Мы к земле прикованы туманом, воздушные рабочие войны...»
Вылет на спецзадание тогда так и не состоялся, но в этом были и свои плюсы. Несколько дней мы провели в обществе вертолетчиков и наблюдали за их жизнью. Побывали в классе предполетной подготовки, на диспетчерском и командном пунктах полка, в комнате досуга смотрели «9 роту», ходили в летную столовую, пили чай с гуманитарным галетным печеньем, вспоминали дом, родных и то, что срок командировки вскоре истекает.
Тогда довелось и самому посидеть в кабине боевого вертолета, правда, находящегося на земле, взять в свои руки ручку управления и попытаться посмотреть на окружающий мир из кабины боевой машины глазами командира воздушного судна…
Погода так и не наладилась. Срок командировки закончился, и мы отправились на «большую землю». Тем не менее, командировка впустую не прошла. За эти дни подружились с вертолетчиками из Кореновска. В блокноте появились наброски историй, рассказанных летчиками.
Ряфагать Хабибуллин затем продолжил службу в Буденновске в должности заместитель командира авиабазы, позже – возглавил авиабазу в Кореновске… Были у него боевые командировки и в Чечню, и в Южную Осетию – 2008 год, на так называемую пятидневную войну...



Как всё начиналось…

Средняя школа в селе Вязовый Гай (Ульяновская область, Старо-Кулаткинский район) особо не отличалась от себе подобных в других городах и поселках тогда еще Советского Союза. И задания для контрольных работ, и темы сочинений были одинаковы для всех школ, и проверки проводились практически одновременно в соответствии с графиком, спущенным свыше.
И когда пришла пора в 4-м классе средней школы села Вязовый Гай писать сочинение на свободную тему «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», большинство мальчишек и девчонок на тот момент даже не представляли, кем же они хотят стать. Их сочинения были похожи друг на друга, как близнецы, и в основном отражали профессии их родителей. В итоге получились сочинения по мотивам стихотворения Владимира Маяковского «Кем быть?» – «Я б куда-нибудь пошел – пусть меня научат», лишь бы выполнить задание и получить приличную оценку...
Только одно сочинение выпадало из стандартного ряда. Может быть, оно и было по-детски наивным, но в то же время казалось искренним, честным и вдумчиво-рассудительным, показывающим в юном авторе зарождающуюся личность настоящего мужчины... Его написал четвероклассник Ряфагать Хабибуллин и назвал «Хочу быть летчиком». И это были не просто буквы, слова и строки, заполнившие две тетрадные странички, а рассуждения будущего защитника Отечества.
Почему решил стать летчиком в столь юном возрасте? Трудно сформулировать ответ...
Ряфагать Хабибуллин родился 28 марта 1965 года в том самом селе Вязовый Гай. Его родители всю жизнь проработали в совхозе, своих сыновей с малых лет воспитывали настоящими тружениками. Старшие братья отучились в этой же средней школе, выслужили срочную и вернулись в родное село, где и по сей день трудятся механизаторами – пашут, сеют и убирают хлеб. Может быть, рассказы братьев о службе в армии подтолкнули мальчика к мысли связать свою жизнь с армией?
А возможно, оказало влияние на выбор будущей профессии веяние самого того времени – военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения было на подъеме и основывалось на примерах героев Великой Отечественной войны, в частности таких летчиков, как Покрышкин, Маресьев, Кожедуб... Еще был свеж в памяти и первый полет в космос Юрия Гагарина. Помимо того, развивалась в те годы огромными темпами авиация – со страниц книг, газет и журналов, с экранов телевизоров и кинотеатров часто и уважительно рассказывали о героической профессии летчика.
Или взять тот же любимый многими поколениями мальчишек фильм «Офицеры», давший своего рода путевку в жизнь, толчок к выбору ими профессии «Родину защищать».
А может быть, первопричиной послужило само рождение Ряфагатя на земле воинов? Его родное село расположено неподалеку от знаменитого и самого старого в Саратовской области города Хвалынска, который был основан как русский сторожевой пост на берегу Волги в 1556 году...
...Однозначного ответа, почему у четвероклассника Ряфагатя появилась заветная мечта стать летчиком, не найти. Скорее всего, это совокупность, комплекс доводов, а может, и еще каких-нибудь факторов, которые навсегда останутся «за кадром».

На войне как на войне

Окончив в 1988 году училище, лейтенант Ряфагать Хабибуллин был направлен для прохождения службы в 55-й Севастопольский вертолетный полк, с которым его тесно и надолго связала судьба. Этот полк в то время дислоцировался на территории Польши, а сегодня размещен в Кореновске и по праву считается одним из лучших в ВВС России.
Для Ряфагатя с началом службы в 55-м полку стартовал новый этап в жизни, началось его становление как офицера и летчика. Это совпало как раз с подготовкой его эскадрильи к отправке на замену коллег в Афганистане. На тот момент уже 85 процентов летного состава полка составляли офицеры, прошедшие Афганистан. Они активно передавали свой боевой опыт молодежи. Недаром говорят, что победить на войне можно, лишь имея высокопрофессиональную подготовку, качественное оружие и технику, помноженные на боевой опыт.
Но вскоре начался плановый вывод советских войск из Афгана, и перелету на замену дали отбой. Тогда молодые лейтенанты очень сожалели о том, что их первая командировка на войну не состоялась и они лишились возможности обрести опыт, который ничем нельзя заменить. Уж очень им хотелось применить на практике то, чему их учили в стенах училища и в полку.
Первые четыре года службы молодого офицера были плотно загружены учебно-тренировочными полетами и боевой подготовкой: четыре полнокровные летные смены, каждую неделю два полета на полигон на боевые стрельбы, днем и ночью, в сложных и простых метеоусловиях... Никто из молодежи не роптал, знали, что только так становятся настоящими профессионалами.
Привычный распорядок учебно-тренировочной жизни у летчиков изменился в мае 1992 года, когда 55-й Севастопольский вертолетный полк приступил к перебазированию на аэродром вблизи города Кореновск Краснодарского края. Осенью того же года свои учебно-летные навыки Ряфагатю, как и всем вертолетчикам полка, пришлось проверять в реальной боевой обстановке в дни осетино-ингушского конфликта.
В 1993—1994 годах пилотов ожидала очередная командировка на войну в зону грузино-абхазского противостояния. Штурман звена Хабибуллин отправился туда одним из первых. В общей сложности он провел в зоне конфликта 148 дней – от начала до конца событий. Прочувствовал сполна на себе, что такое война и потери боевых товарищей, что такое людское горе, кровь и слезы.
Многократно жизнь испытывала летчика Хабибуллина на прочность, каждый раз усложняя проверку и возводя препоны на пути, которые он с честью преодолевал.
Очередное испытание капитану Хабибуллину выпало в 1994 году с началом первой чеченской кампании. Тогда Ряфагать получил тяжелое ранение.
В тот злополучный день его Ми-24 во время разведывательного полета подвергся огневому обстрелу из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия. Винтокрылая машина мгновенно была изрешечена пулями разного калибра. Уже потом на земле насчитают 97 пулевых пробоин. После смертоносного обстрела в живых остался только он – летчик. Одна из пуль, пробив обшивку вертолета, попала в бедро правой ноги Хабибуллина, а осколки поразили левую ногу и лицо.
Один двигатель машины был поврежден и отказал. Бак с горючим оказался пробит, в салон текло топливо, способное в любое мгновение воспламениться, об этом говорил и появившийся в кабине дым. Превозмогая нестерпимую боль и находясь на грани потери сознания, которое сохраняли лишь мысли о Рамиле и их семейном островке любви и счастья, летчик усилием воли и отработанными до автоматизма движениями смог удержать машину в воздухе и дотянуть до позиций одного из подразделений Внутренних войск МВД РФ. Здесь на вспаханном поле и совершил вынужденную посадку.
Восемь месяцев летчик провел в госпиталях. За операцией следовала операция. Сначала боролся за жизнь и за сохранение ноги, потом – за право летать. Ему предлагали пойти по легкому пути и уволиться «по здоровью», получив шестьдесят окладов и собственное жилье. Но для Хабибуллина быть летчиком – это призвание и дело всей его жизни. Ведь именно об этом четвероклассник Ряфагать в своем сочинении с коротким и в то же время обязывающим заголовком «Хочу быть летчиком».
После прохождения врачебно-летной комиссии капитан Хабибуллин вернулся-таки в строй и выполнял боевые задачи на территории Чеченской Республики до конца 1996 года. После окончания первой чеченской кампании принимал участие в поддержании мира в зоне грузино-абхаского конфликта.
В 1999 году опять оказался в самом пекле. Вторая чеченская кампания началась для майора Хабибуллина 15 августа, как и для его однополчан. Полк подняли по тревоге, и два звена перелетели на вертолетную площадку у населенного пункта Ботлих. Здесь выполнялись боевые задачи по ликвидации боевиков и огневой поддержке подразделений специального назначения. Вылетали на задание, как только вставало солнце. Летали практически без отдыха по пять-семь часов в день.
Работать в узких горных ущельях Дагестана и Чечни было тяжело, поскольку пространство для маневра вертолетов ограничено, а потоки воздуха постоянно вмешивались в процесс управления вертолетом. В узком пространстве ущелья по габаритам проходила лишь одна «вертушка», иногда приходилось буквально протискиваться среди скал, а работали обычно группами по 4—6 машин.
Любое неверное движение, многократно усиленное восходящим или нисходящим воздушным потоком, – и многотонная машина могла зацепить склоны ущелья винтами и рухнуть в пропасть. Чтобы на предельной скорости летать в горных условиях, да еще и под прицелом боевиков, летчик должен был моментально определять габариты ущелья, уметь делать поправки на восходящие и нисходящие потоки воздуха и порывы бокового ветра.
Авиаторы относятся к своим винтокрылым машинам как к живым существам и знают наперечет их индивидуальные особенности, не говоря уж о знании стандартных технических и боевых характеристик вертолетов. Вертолеты же отвечают своим экипажам взаимностью и выручают зачастую из, казалось бы, безвыходных ситуаций, работая на пределе своих возможностей. Например, в боях с бандформированиями в том же Дагестане или Чечне кореновские вертолетчики против всех инструкций и правил выполняли крен 50—55 градусов против нормативных 35—40 градусов. В сверхвозможности боевых вертолетов и в особенности войны в горах тогда посвящали своих сослуживцев офицеры, которые воевали еще в Афганистане, – майоры Владимир Силятков и Владимир Качаев.
По неписаным законам самые опасные задания, особенно в горах, на себя брали наиболее опытные летчики. В интересах дела «в бой шли одни старики». Молодежи доверяли, опять же под присмотром старших, решать более простые боевые задачи на равнине. Разведку погоды, когда горы укутаны плотной облачностью или густым туманом, проводил самый подготовленный экипаж. Например, ущелье залито «молоком», видимость нулевая. Группа вертолетов зависает или барражирует у входа в теснину, а один из вертолетов уходит на разведку, пробивает облака и ищет практически на ощупь «воздушные тропинки». Затем принимается решение идти в обход, возвращаться на базу или продолжать выполнение боевой задачи по кратчайшему пути.
...7 сентября 1999 года группе майора Хабибуллина командование поставило боевую задачу составом двух вертолетов Ми-24 выполнить разведывательный полет северо-восточнее населенного пункта Гамиях Новолакского района.
Выполняя полет парой на предельно малой высоте, Хабибуллин обнаружил перемещение боевиков в сторону лесного массива. Бандиты, заметив вертолеты, открыли по ним огонь из стрелкового оружия. Одновременно был открыт шквальный огонь с окраины леса, где находился основной отряд боевиков численностью до 20 человек. По команде майора Хабибуллина «двадцатьчетверки» выполнили сложный маневр под перекрестным огнем противника и вышли из зоны обстрела. И тут же, несмотря на повреждение несущего винта у командирской машины, атаковали бандитскую группу у окраины лесного массива неуправляемыми ракетами и из стрелково-пушечного оружия. В результате атаки, как потом сообщили наши наземные подразделения, боевики потеряли до 12 человек убитыми, у многих были ранения...
После завершения второй чеченской кампании и вплоть до лета 2008 года Ряфагатя ждали постоянные командировки длительностью по нескольку месяцев в Чечню, где исполнял обязанности командира отдельного вертолетного полка на аэродроме Ханкала. Благодаря профессионализму подполковника Хабибуллина в тот период не было потерь личного состава и авиационной техники. Наиболее сложные и опасные задания он всегда выполнял лично.

Пять боевых вылетов в сутки...

В августе 2008 года Хабибуллин принимал участие в грузино-южноосетинском вооруженном конфликте. 10 августа 2008 года он получил боевую задачу на ведение воздушной разведки и высадку разведывательной группы отряда специального назначения юго-западнее населенного пункта Гори.
Ведущий основной группы на Ми-8 Хабибуллин под прикрытием двух вертолетов Ми-24 (ведущий группы прикрытия подполковник А. Глянцев) начал разведку противника вдоль автодороги, ведущей к Гори. При подходе в район высадки группы задача осложнилась тем, что господствующие высоты имели очень крутые склоны, были покрыты густым лесом и находились в непосредственной близости от противника. Подполковник Р. Хабибуллин, с воздуха подобрав площадку, произвел посадку с уклоном, превышающим ограничение по данному типу вертолета. Посадка производилась на левое колесо под огневым воздействием противника. Высадив группу штурмовым способом, Хабибуллин произвел взлет с площадки и огнем бортового оружия, подавляя огневые точки противника, обеспечил огневое прикрытие разведывательной группы. Ведущий основной группы выдал целеуказание паре вертолетов Ми-24 и дал команду на подавление огневых точек противника.
Благодаря хладнокровным и грамотным действиям, несмотря на огневое воздействие противника, разведывательная группа отряда специального назначения заняла господствующую высоту.
По возращении на площадку Джава в вертолете Ряфагатя было обнаружено восемь пробоин. В тот день в общей сложности Хабибуллин выполнил пять боевых вылетов.
11 августа 2008 года подразделения 58-й армии выдвигались в направлении Шиндиси. Выдвижение подразделений поддерживалось огнем артиллерийской батареи, занявшей позиции в указанном ей районе. Внезапно мотострелки подверглись огневому воздействию противника с одной из высот. Подполковник Хабибуллин, находившийся в то время в воздухе, обнаружил огневую точку противника и принял решение на ее подавление. Выполнив противострелковый маневр, вышел на боевой курс и нанес точный удар неуправляемыми ракетами по позиции противника.
Проявив высокий профессионализм, мужество, решительность в условиях скоротечного развития ситуации, Хабибуллин подавил огневые точки агрессора, что сохранило жизнь военнослужащим подразделения 58-й армии.
По завершении активной фазы боевых действий и вывода из Южной Осетии российских войск, выполнивших свою задачу, Хабибуллин остался там старшим авиационной группы. Базировались на вертолетной площадке вблизи населенного пункта Джава. Задачи получали стандартно-привычные – несение боевого дежурства, выполнение летных задач по переброске грузов и личного состава. Помимо этого, строили и оборудовали аэродром, возводили различные объекты, входящие в аэродромную структуру, налаживали быт. Рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался с заходом солнца. Авиаторы под командованием подполковника Ряфагатя Хабибуллина и с этими задачами справились.




Из личного дела

Ряфагать Хабибуллин после училища прошел все должности – от летчика-оператора до заместителя командира отдельного вертолетного полка, неоднократно исполнял обязанности командира ханкалинского отдельного вертолетного полка. Освоил все типы и модификации вертолетов Ми-8 и Ми-24, а также вертолет нового поколения «Ночной охотник» Ми-28Н. Допущен к выполнению полетов в сложных и простых метеоусловиях, днем и ночью. Имеет налет более 3200 часов, из них на выполнение боевых задач – более 2800 часов. Выполнил более 2000 боевых вылетов. Имеет квалификационную категорию «летчик-снайпер».
Как высококлассный летчик-инструктор, подготовил более 30 летчиков к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки.
Среди наград – два ордена Мужества, орден «За военные заслуги» и ряд медалей...
Но как мне говорил когда-то Ряфагать, для него главная награда – это слова благодарности из уст его многочисленных крестников, возвращенных к жизни при его непосредственном участии, и их родителей, жен и других близких людей. В результате вылетов на поисково-спасательные операции в Дагестане, Чечне и Южной Осетии военным вертолетчиком Хабибуллиным эвакуировано из районов боевых действий и спасено более 50 раненых военнослужащих. Спасено, почитай, больше взвода таких же самоотверженных, беззаветно преданных Отечеству людей, каким предстал передо мной летчик Хабибуллин…

Летчики не умирают, они улетают и не возвращаются…

Эту фразу, ставшую прощальной эпитафией для летчиков не вернувшимся из боя, произнес когда-то Антуан де Сент Экзюпери…
…О гибели Ряфагата услышал по радио находясь за рулем в автомобиле. Думал, что ослышался. Но, когда еще раз повторили страшную весть о сбитом в сирийском небе российском вертолете и гибели экипажа – летчиков полковника Ряфагата Хабибуллина и лейтенанта Евгения Долгина, как будто что-то оборвалось у меня внутри… Не смог дальше ехать, припарковал машину у обочины... Через некоторое время на мобильник пришли смс-сообщения от наших общих знакомых с подтверждением гибели Хабибуллина…
Как сообщили официальные источники, 8 июля крупный отряд боевиков запрещенной в РФ организации «Исламское государство» атаковал позиции сирийских войск восточнее Пальмиры.
Прорвав оборону, террористы могли захватить господствующие высоты. В это время российские военные летчики-инструкторы полковник Ряфагать Хабибуллин, командир авиабазы армейской авиации, базирующейся на аэродроме Кореновска, и Евгений Долгин совершали полет на вертолете Ми-25.
Экипаж получил запрос от сирийского командования группировки на огневое поражение наступающих боевиков. Командир экипажа Ряфагать Хабибулин принял решение атаковать террористов. Грамотными действиями российского экипажа наступление террористов было сорвано.
Израсходовав боекомплект, при развороте на обратный курс, огнем с земли вертолет был подбит террористами и упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии. Экипаж вертолета погиб…
Погибшие летчики представлены командованием к высоким государственным наградам…

Для справки
Полковнику Воздушно-космических сил Российской Федерации Хабибуллину Ряфагатю Махмутовичу, уроженцу села Вязовый Гай Старокулаткинского района Ульяновской области, погибшему в Сирии при исполнении воинского долга, Указом Президента РФ №382 от 28 июля 2016 года присвоено звание «Герой России» посмертно…

Олег ПЧЕЛОВ, фото автора,












Tags: #любимыемужчины, ВВС, Герой России, Евгений Долгов, Россия, Ряфагать Хабибуллин, Сирия, ЮВО, авиация, армия, вертолетчик, война, летчик, медиа-ас, небо, полковник, солдаты, фоторепортер
Subscribe

  • О Mora, Mora!!!

    Нож Mora 2000 Morakniv Нож Mora 2000 Morakniv – это один из самых популярных ножей среди рыбаков, охотников и туристов.…

  • Hurricane против Хищника!

    Hurricane против Хищника - кто кого? Из моего личного опыта Hurricane всегда побеждает! Всё больше и больше рыбаков открывают для себя…

  • Силикон для форели

    FishUp Pupa – силиконовая приманка имитирующая личинку насекомого. Относится к семейству съедобной резины. В состав силикона добавлен…

promo olegpchelov may 3, 2020 15:20 43
Buy for 30 tokens
Витамин D против коронавируса! NUTRILITE™ Кальций, магний, витамин D комплекс, 90 таб. – Без искуственных добавок, красителей, ароматизаторов и ГМО. Содержит суточную норму витамина D. Для сравнения в курином яйце, 22% от суточной нормы. Витамин D, конечно это не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • О Mora, Mora!!!

    Нож Mora 2000 Morakniv Нож Mora 2000 Morakniv – это один из самых популярных ножей среди рыбаков, охотников и туристов.…

  • Hurricane против Хищника!

    Hurricane против Хищника - кто кого? Из моего личного опыта Hurricane всегда побеждает! Всё больше и больше рыбаков открывают для себя…

  • Силикон для форели

    FishUp Pupa – силиконовая приманка имитирующая личинку насекомого. Относится к семейству съедобной резины. В состав силикона добавлен…